Виды и особенности восточных ковров

Ковроделие, или ковроткачество во-восточному, тесно привязано к исламской культуре. Как во многих других видах искусства, здесь изначально не существовало строгого стиля. На протяжении многих веков происходило переплетение египетских приемов с античными, византийские каноны навязывались персидским, другие техники смешивались друг с другом, пока, наконец, не образовалось одного обширного направления.

Изучив восточную экспозицию в магазине ковров в Курске, даже человек, далекий от искусства обнаружит преобладание абстрактных композиций. Отдельные штрихи, витиеватые орнаменты образуют четкий узор, который тесно ложится на всю поверхность и едва оставляет просвет для фонового оттенка. Строгие каноны мусульманской религии запрещают изображать на ковровых изделиях живые существа, хотя некоторые направления, в т.ч., кавказское, персидское, едва следуют правилам и часто располагают на изделиях пейзажи с фигурами людей, животных, птиц.

Особенное место в восточном ковроделии отдано символике. Каждый элемент, незначительная деталь в общей художественной структуре имеет свое обозначение.

Ковры из Персии

Это родина традиций, почитаемых людьми всего мира. Если душа тяготеет к классике, ищите персидский ковер. Материалом красивых полотен служат два вида волокон – хлопковое и шерстяное, причем первое берут за основу, второе – за уток. Нарядная тематика тесно перекликается с орнаментами, отображенными на сумках для одежды, мешками для хранения зерна и другими ткаными изделиями.

Персидские ковры разделяют на несколько композиционных типов:

  • Медальонный – в центре есть выделяющийся орнамент, как правило, растительный;
  • Цветочный – изображения спиралевидных усиков и цветов (пальметт);
  • Польский – в центре вырисовывается звезда, обрамленная растительным бордюром;
  • Охотничий – центральное место занимает схватка между животными;
  • Вазовый – изображение натюрморта с цветами и вазой.

Акцентными цветами являются красный, синий, желтый во всех оттенках. В технике ковроткачества применяют узлы сеннэ, гиордес. Персидские ковры в Нижний Новгород и в любой другой город мира привозят из Азербайджана и Ирана.

Особенности турецких ковров

Турецкие ковроделы позаимствовали методику нанесения декоративных элементов в византийско-сасанидской школе. Обязательными фигурами являются:

  • Кружки;
  • Гербы, изображающие животных;
  • Куфические письмена.

Интересными миниатюрами разукрашивают молитвенные коврики: по краям возвышаются 2 колонны, с высоты михраба снисходят цветы и лампа. Турецкие ковры производили из хлопка и шерсти. В Россию их доставляют из Афганистана, Турции и Туркестана. В разных странах используется своя техника плетения, основанная на определенных видах узлов.

Ковры с Кавказа

Это направление самое разнообразное – и по художественному насыщению, и в техническом плане. В центре композиции часто бывают люди, птицы, всадники, представители животного мира. Однако это не перенос реальных фигур, а их геометризированные символы. Характерными элементами кавказских ковров являются многоступенчатые контуры, обводка, насыщенные цвета.

Китайские ковры

Кэсы – так называли тканые изделия в Поднебесной в 10 веке. Их декоративное наполнение полностью повторяло художественный замысел шелковых тканей, а для производства использовалась техника, очень похожая на европейские шпалеры. Главные символы перекликались с религиозной тематикой (даосизмом и буддизмом). Позже их разбавили реалистичные фигуры, пейзажи, философские метки. Китайские полотна были полностью шелковыми.