Традиционное аварское ковроделие: культурное наследие горцев

Давагины, салмаги, супрадумы… Интересные названия, не правда ли? В них заключена история и культура гордого аварского народа. Перечисленные выше наименования ковровых изделий можно объединить в общую группу и назвать ее «килимы». Однако каждый из них имеет ярко выраженные особенности, позволяющие судить об их аутентичности.

Да, аварские ковры в Тамбове не настолько популярны, как европейские или персидские. Это и понятно: каждое подобное изделие стоит очень дорого, так как плетется исключительно вручную из натуральной шерстяной нити, окрашенной природным пигментом.

Какими бывают безворсовые аварские ковры?

Аварские ковры можно объединить в группу килимов по общему признаку: они безворсовые и двухсторонние.

  • Давагины. Давагины, пожалуй, наиболее известная разновидность аварских ковров. Самые лучшие ковры в этой технике ткут в Хунзахском районе. Для них характерно обилие свободного фона, на котором располагается несколько ромбовидных медальонов (рядами или в шахматном порядке). Их называют «рукъзал» (домики). Некоторые ученые полагают, что это древние символы плодородия, прочие считают их стилизованными изображениями гор. Часто встречаются рисунки, условно изображающие птиц, и характерные кресты – символы солнца. Центральное поле обрамляется широкой каймой, украшенной розетками, треугольниками, зигзагами и прочими декоративными элементами. Традиционная цветовая гамма – сине-красная, но для мелких деталей используются и другие цвета.
  • Салмаги. Салмаги похожи на давагины, однако имеют ряд особенностей. Во-первых, они значительно меньше по размеру. Во-вторых, у салмага совершенно иная традиционная орнаменталистика. Медальоны имеют квадратную или прямоугольную форму, фон ковра не однотонный: его густо покрывают кресты и геометрические фигуры. Да и цветовая палитра салмагов побогаче.
  • Супрадумы. К сожалению, супрадум уже не купишь в магазине ковров в Орле: искусство их изготовления окончательно утрачено. Но в жилищах аварцев можно до сих пор увидеть эти шедевры ковроткачества, напоминающие иллюстрации к удивительным восточным сказкам. Их украшали не только характерные для прочих аварских ковров символы, но и фигурки танцующих людей, фантастические животные, дивные растения. На них обязательно «росло» древо жизни – древний символ плодородия и благополучия.

Можно всемерно приветствовать прогресс, но так жаль, что древние уникальные ремесла постепенно умирают, не правда ли?