Самое интересное из истории ковров

Глядя на витрины магазинов ковров в Иваново, Липецке или Орле, сложно поверить в то, что когда-то эти великолепные изделия были всего лишь утилитарным предметом домашнего обихода. Прежде чем занять свое место в нашей жизни, ковровые покрытия прошли долгий путь, а началось все с…

Основатели ковроткачества, кто они?

Традиционно принято считать, что первые ковры сделали турки. Однако есть мнение, что эта заслуга принадлежит безымянным кочевникам Центральной Азии. Простое и безыскусное на то время изделие защищало от сырости и холода, выполняло функцию входной двери шатра, грело пол или становилось украшением стены. Среди кочевых народов Азии именно этот предмет считался символом зажиточности и указывал на богатство и высокое положение.

Кочевники передали свое умение тюркским племенам, но развить это искусство и довести его до совершенства удалось жителям Персии. Самый древний представитель плотностью 360 тыс. узелков на квадратный метр хранится сейчас в Эрмитаже: на нем изображены всадники и олени, а соткали его, по мнению ученых, не менее 2,5 тысяч лет назад. Безусловно, купить ковер в Липецке или Белгороде такого происхождения невозможно, однако модели с узорами представлены в ассортименте.

Ковер в Средние века

Посетители Музея исламского искусства в Стамбуле могут воочию убедиться, насколько совершенными были средневековые изделия. С одной стороны, они достаточно простые и грубые, но с другой – на них присутствует безупречный орнамент с вкраплениями образов птиц и зверей, живых существ и фантастических животных, например птицы феникс и дракона.

Интересно, что уже в те времена ковры разного цвета символизировали что-то свое. Например, красные – богатство, голубые – благородное происхождение, зеленые – напоминали о рае, а желтые – защищали от неудач.

Ковер в Европе

Первой европейской страной, научившейся ткать ковры, была Испания: уже в XII столетии здешние мастера переняли это искусство у арабов. Только с XVII века ковроткачество стало развиваться во Франции и Бельгии. Именно с этого момента и ведут отчет существования классического европейского дизайна, который возник и развивался с тех пор параллельно с восточным.

Европейские мастера предпочитали машинный способ, хотя несколько позже освоили и ручную выделку. Среди изображений можно встретить множество рисунков великих художников.

Вот такой долгий путь прошло это, казалось бы, незамысловатое изделие – привычный элемент интерьера. Несколько столетий назад многие экземпляры были настоящими произведениями искусства, а сегодня любому из нас доступен широкий ассортимент ковровых изделий – простых и изысканных, дорогих и дешевых, современных и имитирующих старинные.