Натуральные красители в ковроткачестве: о чем расскажет цвет?

Большинство производителей элитных ковров ручной работы при рекламе своей продукции делает упор на экологичность и эксклюзив. Да, при изготовлении таких шедевров, представленных в магазине ковров в Орле, используются исключительно натуральные материалы: шерсть, шелк, хлопок.

Однако практически все производители прибегают к использованию искусственных красителей, так как только с помощью современных технологий можно достичь столь многообразной палитры и стойкости цветов. Не расстраивайтесь: современные хромовые красители абсолютно безвредны и куда более долговечны, нежели натуральные пигменты. Впрочем, можно впасть в максимализм и найти коврик, окрашенный при помощи старинных технологий. Только учтите: он не будет слишком ярким, да и стоимость такого эксклюзива будет на порядок выше.

Как красили пряжу ковроделы прошлого?

Да, старинное искусство ковроткачества изобилует секретами мастерства. Вот и рецепты создания различных красителей ковроделы держали в строжайшей тайне. К сожалению, многие из них утратились, а жаль: ведь те же дагестанские ковры, созданные столетие-другое назад, радуют яркими красками и наших современников.

Источником природных пигментов для красильщиков прошлого служили минералы, растения и даже некоторые насекомые. Хорошие красители стоили баснословно дорого. Пробежимся по цветам радуги?

  • Красный. Очень популярный в ковроткачестве цвет. Красный пигмент получали из марены, фернамбука, охры, сурика, киновари.
  • Оранжевый. Самый распространенный вариант – хна, но могла использоваться луковая шелуха или шафран.
  • Желтый. Желтый цвет дает все та же приснопамятная охра, а также куркума, шафран, ревень, фустик, сафлор, луковая шелуха.
  • Зеленый. Обычно для получения зеленого цвета использовали микст индиго с желтыми пигментами, но для эксклюзива применяли и малахит.
  • Голубой, синий и фиолетовый. Все оттенки синего получали обычно из пигмента индиго, но для достижения пронзительно голубого цвета могли использовать и ляпис-лазурь.
  • Белый. Его давала обработка известью.
  • Черный и коричневый. Для создания этого цвета замечательно подходили кора дуба, желуди и заварка чая.

В качестве закрепителя обычно использовали каустическую соду и лимонную кислоту, но нюансы процесса оставались профессиональной тайной мастеров-красильщиков. Однако факт остается фактом: многие старинные изделия и сейчас выглядят так, будто их только что купили в магазине ковров в Иваново!