Натуральные и синтетические красители для ковров: кто кого?

С появлением красителей ковры приобрели новую жизнь. Однако, несмотря на то что экземпляры ручной работы изготавливались и по сей день изготавливаются из натуральной пряжи, пигменты для них используются не только натуральные, но и синтетические, даже в мировых центрах ковроткачества.

Натуральные красители

До середины XIX века, чтобы придать шерстяным изделиям определенный цвет, их подкрашивали растениями, минералами и насекомыми. Стоили такие «ингредиенты» очень дорого, а добывали их из листьев, коры деревьев и плодов.

  • Синий цвет получали из листьев индигоферы – тропического дерева.
  • Источником желтого становились куркума, шафран, луковая шелуха, ревень и другие растения.
  • Красный цвет получали путем измельчения корней марены, фернамбука и красного дерева.
  • Для окрашивания нитей в черный или коричневый прибегали к дубовой коре, чаю, шелухе желудей и акации.
  • Источником натурального оранжевого издавна выступала хна.
  • Зеленые оттенки получались из смеси индиго с желтыми красителями.

В числе самых популярных пигментов минеральных веществ – охра (красно-желтый спектр), малахит (зеленый), сурик и киноваль (красный), известь (белый), а также ляпис-лазурь (голубой). Сегодня ковры в Курске, Орле или Липецке уже давно не окрашиваются подобными «изысками», иначе стоимость на них была бы и впрямь баснословной.

Как появились синтетические красители

Чтобы улучшить качество ковровых изделий, мастера начали применять различные закрепляющие реагенты, например лимонную кислоту или каустическую соду. Последние помогали предотвратить вымывание красок и истирание поверхности, но полностью проблему недолговечности не решали.

Первые анилиновые красители появились в середине XIX века в ответ на увеличение экспорта восточных ковров в западные страны. Так же, как и натуральные, они быстро выгорали, хоть и были более яркими и доступными по цене. Ситуация изменилась в корне с изобретением хромовых разновидностей, которые обладали высокой цветоустойчивостью и имели массу оттенков. Именно они и используются по сей день при изготовлении ковров в Белгороде, Липецке, Курске и других городах.

В исключительных случаях ковроделы сочетают синтетические пигменты с натуральными, но пальму первенства уже несколько десятков лет держат не охра, луковая шелуха или дубовая кора, а их «оппоненты». И назад дороги наверняка нет.