Ковры Лотто

Лоренцо Лотто – венецианский живописец. Родился в 1480 году, умер в 1556 году. То есть он жил в тот период, когда Венецианская Республика была мощным островным государством, пытающимся диктовать свою волю европейским державам на материке, и делать бизнес с набирающей силу Османской империей.

Ковер как муза или история про странного художника

В то время художникам приходилось много путешествовать в поиске богатых заказчиков. В поиске собственного куска хлеба с маслом Лоренцо Лотто истоптал все побережье Средиземного моря. У многих из его заказчиков были узелковые ковры, привезенные венецианскими купцами из Османской империи. Это была откровенно статусная вещь, доступная лишь тем, кто имел возможность заказать свой портрет странствующему художнику.

Правда, живописец-то наш оказался со странностями. А его клиенты – успешные купцы, герцоги и короли не знали, что войдут в историю, как «объект, закрывающий ковер Лотто». В отличие от своих коллег, не желающих тратить время на отображение орнаментов на предметах интерьера - сотканных в Анатолии шерстяных коврах, Лоренцо писал их так, что скоро это стало его фишкой, фирменным стилем. Каким бы не был исходник, Лоренцо Лотто тщательно выписывал кружевные арабески – желтые на красном фоне, с незначительными вкраплениями мелких деталей синего цвета.

И хотя художник всегда подписывал свои роботы, заказчики, а в последствие и искусствоведы, сразу же узнавали его работы по одним лишь коврам. Их так и назвали Lotto carpet или Ковры Лотто, а копии самых популярных орнаментов сегодня можно увидеть на изделиях по всему миру – например, на коврах в Тамбове или в Стамбуле.

Знакомые с детства – узоры с ковров Лотто

Со временем и сам художник обзавелся собственным ковром Лотто, что позволило ему насладиться гармонией арабесок – чередованием листвы и пальметты, а также изобразить его еще не один десяток раз. Результатом подобной любви венецианского художника к анатолийским коврам стала мода на арабески в Европе. Не имея доступа к остальным арабским узорам, владельцы ковровых мануфактур и подвластные им художники переняли и размножили узоры Лотто. Современные ковры в Белгороде  - и те впитали в себя эти узоры. А самые древние представители стиля хранятся в лучших европейских музеях, в том числе и в Эрмитаже.