Ковродельческие традиции европейских народов

Ответить на вопрос, как в Европе появились ковры, достаточно просто: их завезли с Востока, где изделие было обязательной вещью повседневного обихода. Поначалу диковинкой завешивали стены в соборах, застилали ими главный алтарь. И только спустя несколько столетий ковры в Орле, Курске и Белгороде перекочевали из разряда королевской и церковной атрибутики в интерьеры обычных людей. Но на этом история только началась.

Скандинавские традиции

Центром изготовления ворсовых изделий стали Скандинавия, Польша и Балканы: на остальных территориях традиция восточной выделки узелковым способом долго не приживалась. Любимыми мотивами скандинавов были дерево жизни и лотос, а также образы двух сердец и распятия, что вовсе не случайно: уже тогда ковровые покрытия составляли солидную часть приданого невест.

Славянский опыт

Поляки и украинцы издавна предпочитали технику гладкого ткачества или гобеленовое переплетение. Изделия украшались многоступенчатым геометрическим орнаментом, в котором преобладала теплая цветовая гамма на светлом или черном фоне. В ходу был и растительный орнамент, украшенный стилизованной местной растительностью в плоском исполнении и обрамленный примитивной каймой.

Молдавский подход

Молдавские мастера всегда предпочитали технику гладкого полотняного переплетения и непринужденную, даже слишком простую композицию. Растительные мотивы носили обобщенный характер (обычные кусты и деревья, типичные вазоны и букеты), а цветовая гамма часто и вовсе не соответствовала натуральной окраске и предполагала всего несколько базовых цветов.

Чем интересны старинные русские ковры

Разнообразие рисунков с растительным и геометрическим орнаментом несколько роднит старинные изделия с современными коврами в Иваново, Белгороде или Липецке. Мастера и раньше любили рисунок в полоску и ромбы, которыми украшали не только центральную часть изделия, но и кайму. Старорусские экземпляры имели в основном квадратную форму.

Особого внимания заслуживают творения воронежских мастеров, представляющие собой замкнутую композицию с четко выделенными серединой и бордюром. Фоновое пространство заполнялось цветами, а смешение различных садовых растений давало неожиданный визуальный эффект.

Каждая из представленных народностей привнесла в это искусство что-то свое. Так и сформировалась культура современного европейского ковроткачества, плодами которой мы можем любоваться по сей день.