Как реставрируют старинные ковры?

В Средние века ковры и гобелены ткали исключительно из натуральных материалов – шелка и шерсти, поэтому они подвержены старению и выцветанию намного больше, чем современные изделия. Процесс реставрации старинных ковров зародился практически параллельно с их созданием. В одних мастерских в Обюссоне или Лионе мастера ткали ковры и гобелены. А в соседних мастерских, нередко на той же улице, сидели люди, которые занимались реставрацией побывавших в эксплуатации произведений декоративно-прикладных искусств.

Национальные школы реставрации

Сведенья про первые реставрационные мастерские относятся к XIV веку. В XIX веке в каждой стране, славной производством ковров и гобеленов, сформировалась национальная школа реставрации. Как правило, они тяготели к музеям, монастырям и частным собраниям текстильных раритетов. В XX веке реставрация ковров идет по строго разработанной научной схеме.

Технология реставрации ковров, гобеленов, шпалер

  1. Современная мастерская, взявшая ковер на реставрацию, начинает свою работу с химического анализа волокон. Определяется их состав, уровень повреждений, а также характер красителей, использованных когда-то создателями ковра. Если в ковре присутствуют золотые и серебряные нити, то изучаются их характеристики с процентным содержанием включительно. Кроме того, внимательнейшим образом определяется характер загрязнений. Например, кроме пыли, старинные изделия могут быть вымазаны кровью или вином. Материал для анализа берется с изнаночной стороны изделия. Кроме эстетики, красители «по ту сторону» ковра меньше поддались разрушительному действию света, поэтому можно рассчитывать на достоверный результат.
  2. После этого следует сухая очистка изделия. Раньше это делали при помощи наложения муки или крахмала с последующим выбиванием. Но сегодня созданы специальные вакуумные столы, которые облегчают работу реставраторов и продлевают жизнь коврам. Водная очистка – последнее средство, которое будет предложено для очистки старинного изделия. Причина – деформация и линька вещи. Стойкие загрязнения могут быть локально сняты при помощи ватных тампонов и мягких кисточек.
  3. Перед основной штопкой из изделия удаляют следы предыдущих реставраций.
  4. Следующий этап – укрепление основы шерстяными или хлопчатобумажными нитями соответствующего цвета. Проводится вручную, тонкой иглой. Музейные экземпляры, которые готовят к жизни на выставках, сзади укрепляют смесью клейстера с желатином.
  5. Заключительный этап – восстановление ворса, вышивки на ковре или гобелене. Основная сложность, с которой стыкаются реставраторы, это - подобрать, найти, добыть волокна, совпадающие цветом с уже прошедшими испытание временем нитями изделия. Под каждый стежок, кроме реставрируемой основы, ложиться дублировочная ткань.

Чтобы минимизировать деформацию, снизу под ковер пришивается подкладка из плотной ткани, а по бокам вещь укрепляется контактной лентой. Все. Отреставрированный ковер готов служить еще сотню лет.

А если вы все же предпочитаете купить новое изделие, то выбрать его можно в магазине ковров в Орле.